Как делать гимнастику глаз детям дошкольного возраста
Содержание статьи:
Ухудшение зрения у дошкольников
Любой человек с момента рождения воспринимает мир, который его окружает, используя пять чувств. Огромная часть из всей этой информации воспринимается через зрение. К примеру, говорят «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И действительно, почти во всех видах своей деятельности человек активно использует глаза. Только это уже наводит на мысль, что очень важно беречь свое зрение. В детстве этот вопрос тоже не теряет своей значимости. Так как в детском возрасте человек подвергается различным вредным воздействиям, взрослым важно уделить особое внимание правильному развитию зрения у детей. С одной стороны просмотр телевизора, игры в компьютере или планшете наносят вред зрению, но в то же самое время часто являются неотъемлемой части жизни и способствуют обучению детей дошкольного возраста. Поэтому мы не будем говорить о том, как уменьшить времяпровождение детей у экранов различных устройств, но обсудим то, как научиться жить с этим. Прекрасным помощником в правильном формировании зрения станет зрительная гимнастика для глаз. Эта статья расскажет вам о том, что такое гимнастика для глаз, почему необходимо ее проводить, какие существуют упражнения и к какому результату приведут занятия гимнастикой детям дошкольного возраста.
Гимнастика для глаз
Основной целью проведения такой гимнастики должно быть желание привить ребенку правильное понимание того, как важно заботится о состоянии своего здоровья, в частности своих глаз. Осложняет в этом случае задачу, тот факт, что дети воспринимают мир иначе и им сложно объяснить, что нужно выполнять скучные, по их мнению, упражнения. Это означает, что гимнастика для глаз для дошкольников должна иметь игровую форму, только в этом случае она будет вызывать интерес у ребенка и позволит достигнуть желаемого эффекта. Особенно это важно для детей, которым необходимо оказание помощи и правильная коррекция.
Вот чего можно будет достичь, используя зрительную гимнастику:
– улучшить циркуляцию крови и внутриглазной жидкости;
– укрепить мышцы глаз;
– улучшить аккомодацию (фокусировку на объектах, которые находятся на различных расстояниях);
– предупредить появление некоторых патологий зрения.
Гимнастика для глаз должна проводиться на регулярной основе два-три раза в день от 3 до 5 мин. Для разных видов гимнастики пользуются различными маленькими предметами, тренажерами. Чтобы сделать ее более увлекательной для ребенка, существуют методики, например, с использованием стихов.
Для того, чтобы определить, какая зрительная гимнастика подходит малышу, следует учитывать ряд факторов: сколько ему лет, в каком состоянии зрение, какая у него скорость реакции. Дело в том, что ребенок не должен устать после таких упражнений, а беря в расчет эти факторы можно это предотвратить. Во время выполнения необходимо следить за тем, как напрягаются глаза, а в завершении делать расслабляющие упражнения. К примеру, можно попросить детей поморгать очень быстро и с легкостью, сравнивая допустим с крыльями бабочки. Еще один вариант это использование гримас. Побуждая изображать какого-нибудь зверька, вы сделаете этот процесс для ребенка интереснее. Начинать выполнение таких упражнений можно с самого маленького возраста. Например, в возрасте одного года ребенок может выполнять упражнения, которые будут казаться ему игрой. В раннем возрасте такие упражнения должны быть максимально просты: закрыть – открыть веки, круговые вращения зрачками (для этого можно использовать игрушки, например самолетик). По мере того, как малыш будет усваивать такую игровую гимнастику, можно дополнять комплекс упражнений более сложными движениями. В возрасте трех лет ребенок сможет повторить все упражнения, о которых вы будете просить, так как малышам интересно гримасничать и артикулировать.
Какие существуют упражнения
Упражнения в домашних условиях
Учитывая скорость прогрессирования глазных заболеваний, необходимо на самых ранних стадиях развития определять любые тревожные признаки. Это понять несложно, просто предложите ребенку взглянуть на предмет, который он с легкостью определит, если у него нет проблем со зрением. Если вы сомневаетесь в том, как развивается зрение вашего дитя, стоит для профилактики обратиться к детскому офтальмологу.
Каждая мама может выполнять зрительную гимнастику со своим ребенком. Во время выполнения рассказывайте малышу, как это здорово, когда глазки хорошо видят, чтобы он ценил свое зрение. Вы можете использовать любые подручные предметы: ручка, указка, кубик, карточки с буквами или рисунками. Все эти упражнения очень просты.
– Один из вариантов – считалка. Вы можете подойти к окну и начать считать все, что движется и не движется, от автомобилей и людей до клумб и домашних животных. При этом глазки малыша будут следить за движением всех этих предметов. К этому упражнению можно добавить небольшое усложнение, например, прикрыв один глазик, наблюдать за происходящим только одним, открытым глазом. Также можно использовать листик бумаги с вырезанной дырочкой и потом смотреть, используя такой «тренажер».
– Еще одно упражнение, которое можно выполнять во время прогулок тренирует глазки одновременно с памятью. Задача в том, чтобы ребенок запомнил окружающие его предметы и обстановку, после чего вы закрываете ему глаза рукой, а когда вы откроете он должен рассказать, что теперь в окружающей его обстановке поменялось.
– Используйте наглядные предметы. Прогуливаясь на улице или смотря телевизор, обратите внимание ребенка на бабочку на то, как она с легкостью летает с помощью крылышек. Побудите его также с легкостью поморгать ресничками.
– Игра, в которой задействуются движущиеся предметы, будет полезной для тренировки глаз. Вы можете поставить какую-нибудь цель, чтобы попадать в нее мячом. Такое занятие зачастую доставляет веселье всем членам семьи
– Когда ясная погода вы можете использовать солнечного зайчика для тренировки зрения малыша. Для этого используйте обычное зеркальце. Использование такого трюка вызывает интерес у детишек. Для этого можно использовать также фонарик или лазерную указку.
– В раннем возрасте можно попросить ребенка взглянуть на траву, а потом найти птичку, которая летает, потом опять на траву.
– Для вращательных движений используют часовую стрелку. Скажите ребенку, чтобы он сначала последил за ней. А потом вы можете убрать их из поля зрения и попросить малыша вообразить, что его глазки это стрелки и они должны также двигаться по кругу.
– Можно предложить ребенку пострелять глазками, для этого пусть он произносит какой-нибудь звук похожий на выстрел и в эти моменты стреляет глазами по разным сторонам, куда захочет.
– Еще одно полезное и укрепляющее упражнение – это рисование носом. Для его выполнения ребенку нужно нарисовать что-нибудь в пространстве с помощью носа. А вам нужно попробовать угадать, что он нарисовал. Перед тем как играть (выполнять упражнение) помогите ребенку придумать, что в теории можно нарисовать. Начинают обычно с тех ассоциаций что попроще, а в дальнейшем усложняют. Используя такое упражнение, работают не только глаза, но и шея, к тому же не обойтись и без воображения.
– Попросите малыша закрыть глаза ладошками и не открывать их, пока не пройдет пара минут. Чтобы не было соблазна открыть глаза, расскажите ребенку что-нибудь ему в зависимости от его интересов. Это может быть, например рассказ о космическом путешествии, или поездка в джунгли, или экспедиция на ледник.
– Можно пользоваться соляризацией, хороший метод, который основан на наблюдении восхода или заката. Для этого найдите место, откуда можно без препятствий наблюдать за закатом.
К многим из вышеописанных упражнений вы можете привязать какое-нибудь подходящее стихотворение, постепенно ребенок, выполняя это упражнение, запомнит его, и в дальнейшем будет уже самостоятельно его проговаривать при выполнении гимнастики.
Если вы замечаете, что ребенок утомился и заскучал, то лучше переключить его внимание на что-то другое, в противном случае он не захочет в следующий раз делать какие-либо упражнения даже в игровой форме, если она ему не понравилась. Самое главное для взрослых помнить о важности интересного проведения гимнастики именно для малыша. Иначе ничего толкового из этого не выйдет.
Для того чтобы гимнастика для глаз для дошкольников не проходила даром, важно следить и за воздействиями, которые могут сказаться на глазках малышей. Ответственность за это лежит в первую очередь на плечах родителей, так как многое из этого могут наблюдать только они. Как близко ребенок рассматривает книгу? Насколько долго он смотрит телевизор или сидит за компьютером? Точно это знают только родители. Им важно чередовать различные виды деятельности с разным напряжением глаз: телевизор заместить прогулкой, рассматривание книжек с физической активностью.
Рекомендации для родителей
– Встаньте на уровень детей. Чтобы избежать истерик и трудностей преподносите занятия в игровой форме, вызывая интерес.
– Проявите выдержку. Маленькие детки в возрасте от двух до трех лет имею хороший слух и восприятие. Отличие от взрослых в том, что они имеют замедленную реакцию. Поэтому вам потребуется терпение и настойчивость.
– Для определения времени занятий берите за основу возраст своего малыша, меньше возраст- меньше занятий, больше возраст-больше занятий.
– Продемонстрируйте заинтересованность всей семьи. Так малыш осознает общественное мнение о важности проведения упражнений.
Гимнастика в дошкольном образовательном учреждении
Воспитатели в профилактических целях должны организовывать различные упражнения для тренировки глазок малышей. Такая зрительная гимнастика выполняемая группами детей имеет различные формы:
– игровые паузы, с использованием различных предметов;
– применяются зрительные тренажеры;
– гимнастика в стихотворной форме;
– и т. д.
Может потребоваться индивидуальный подход для проведения упражнений с отдельным ребенком. Для чего необходимо проведение такой гимнастики в таких учреждениях? Это позволит глазкам отдохнуть, улучшить зрение, укрепит состояние здоровья в комплексе.
Что влияет на то, какая будет выбрана методика?
– Количество детей в группе. Этот фактор будет влиять на то, что вы уже не сможете уделить индивидуальное внимание отдельным детям в должной мере, а значит подобрать гимнастику нужно такую, чтобы она была простой и понятной.
– Возраст детей. Зрительная гимнастика, выполняемая детишками постарше, не подходит для ясельной группы – это непреложная истина. Детям до трех лет тяжелее дается восприятие быстрых движений, а также время выполнения гимнастики с малышами такого возраста, будет существенно короче.
– Дети с особенностями. Здесь должна применяться особая методика. Ее выбор будет зависеть от сложности заболеваний и возможностей ребенка. Вероятнее всего гимнастика будет проводиться с каждым таким ребенком в индивидуальном порядке.
Виды упражнений:
– Когда ребята сидят за столом, они могут сделать упор головы на руки, таким образом, голова будет зафиксирована. Неподвижность головы необходима для выполнения упражнения для глаз. После это дети начинают движения глаз из стороны в сторону, вверх и вниз. Ребята из младшей группы смогут выполнять упражнение длительностью две-три минуты, а более взрослые детки смогут делать их чуть дольше, в течение четырех-пяти минут. Желательная периодичность – две гимнастики в день.
– Заранее подобранные упражнения. Для совсем маленьких деток, рекомендуется использование веселых стишков в сопровождении с выполняемой гимнастикой. Такие стихи они смогут легко запомнить и в них содержатся указания к действию, что подогреет интерес к выполнению гимнастических действий.
– Упражнения могут включать в себя физическую активность. Во многих упражнениях подразумевается задействование мышц шеи.
– В комнате на расстоянии от детишек разместите разноцветные кружочки разного размера. Пусть ребятки смотрят на них по очереди, с интервалом от трех до пяти секунд. Сделайте несколько подходов (от трех до пяти), при этом следите, чтобы голова детей была неподвижна. После таких манипуляций, пусть детишки сделают паузу и расслабят свои глазки, для этого необходимо закрыть глаза на десять секунд. После этого упражнение можно повторить еще раз.
– Чтобы расслаблять глазки, которые удерживают и приводят в движение зрачок, следует давать периодический отдых для глаз. В этом поможет зажмуривание на десять секунд.
– Интересным способом считается кукольный театр. Не всегда есть возможность ставить спектакли, однако можно воспользоваться общим принципом: какой-либо яркий предмет или игрушка устанавливается на палочку или на руку ребенка.
Эффективность выполнения гимнастики возможна только лишь при условии, что она будет проводиться на регулярной основе. Паузы для проведения гимнастики для дошкольников рекомендуется делать после каждой десятой минуты занятия. Это будет благотворно влиять на работоспособность, усвоение программы, восстановление зрения.
Для поддержания интереса используется также подходящая мелодия, игрушки, тренажеры. Что касается последних, то они представляются очень интересными для детишек. Тренажеры бывают различных видов: переносные, стационарные, нарисованные, в виде таблиц и т.п. При их использовании начинают свою активность мышцы, поддерживающие и приводящие в движение зрачки. Разместите в помещении яркие предметы на разных расстояниях, пусть это будут птички, бабочки, рисунки, то есть все, что позволит малышам выполнять фокусирование глазками на предметах. Задача в том, чтобы эти предметы вызывали интерес у детей.
Упражнения в стихотворной форме
Большой популярностью на сегодняшний день пользуется зрительная гимнастика, выполняемая в стихотворной форме. Это служит хорошим отвлечением ребенка, помогает настроиться на позитивное восприятие информации. Попутно такой метод развивает память и речевые способности малыша. Сочетание подвижных образов и речи легче воспринимается детьми в раннем возрасте. К тому же преподнося материал в стихотворной форме, вы задаете определенный ритм, позволяющий детишкам выполнять нужную координацию речи и движений.
Такая гимнастика в самом деле становится игрой. В своем мышлении ребенок устанавливает связь между наблюдаемым образом и стихотворением. Это в том числе помогает запомнить текст стиха гораздо быстрее. Такая методика – хороший способ привлечь внимание ребенка. Детям всегда хочется подвижности, а в стихотворном сопровождении движения начинают вырисовываться в определенный образ. Фантазия детей гораздо более яркая, чем у взрослых, а при такой гимнастике эта особенность становится еще активнее. Совмещение эмоциональной речи с жестикуляцией придает больше красок и выразительности речи. Именно поэтому дети, которые подвергались таким методикам, в которых присутствуют движения в связке с речью, становятся более свободными и коммуникабельными.
Польза
Близорукость и дальнозоркость две крайние стадии состояний наших глаз, которые доставляют неудобства. Различные заболевания глаз тоже создают трудности и с ними очень тяжело бороться. Имея все это, человек начинает использовать медицинские препараты. Однако выполняя гимнастику для глаз можно избежать каких-то патологий глаз. Выполнение упражнений не будет стоить вам ни копейки. Взрослому человеку важно передать ребенку уже в раннем возрасте понимание, что глаза нужно ценить и ухаживать за ними. Так уже начиная с ранних лет, ребенок сможет сохранить зрение в хорошем состоянии. Это будет достигнуто за счет улучшенного кровообращения и силы глазных мышц. У ребенка увеличится работоспособность и восприятие. С хорошим зрением он сможет лучше усваивать учебную программу. Если же не делать таких упражнений существует риск переутомлений глаз и слабости глазных мышц.
Читайте также о том, как научить ребенка различать цвета.
Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.